Обособленная гора Главной гряды Крымских гор, возвышающаяся над местностью примерно на 130 метров. Естественная смотровая площадка в трех километрах от Ангарского перевала ближе к горному массиву Северная Демерджи. От массива Демерджи отделена перевалом МАН, а от горы Чатыр-Даг Ангарским перевалом.
Гора Лысый Иван (Пахкал-Кая)
- Карта
- Маршрут
Простой видовой маршрут. Удобен тем, что начинается от остановки Ангарский Перевал, до которой удобно добираться как со стороны Ялты / Алушты, так и со стороны Симферополя.
Особенно хорошо ходить этот маршрут на закат, так как с вершины заход солнца особенно красив. На маршруте есть сыпушные участки, и несколько достаточно крутых подъемов.
- Интересные факты
Как и у большинства крымских гор, у Пахкал-кая больше одного топонима, помимо современного и легко произносимого "Лысого Ивана". Это Индек-Даг, Эндек-Кая, Пангалос. "Даг" и "Кая" это приставки крымскототарского происхождения, означающие, соответственно, "камень" и "скала". А вот название Пангалос греческое (как Форос). Пахкал с тюркского переводится, как "низкая". И впервые второе по распространенности имя горы после Лысого Ивана появилось в начале XIX века, произносилось, как "Пахкалынын Хаясы". Ну ка, попробуйте прочитать это вслух!
На обдуваемой ветрами, отдельно стоящей горе не растет ничего, кроме травянистых растений, так что гору Пахкал-кая с Легкой руки назвали «Лысым». А вот почему — Иван. Воцерковленные считают, что Иваном гора стала потому, что тут расположены руины храмы Святого Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи. Что и указано на укрепленной установленного в 2010 году креста. Иронично, что в качестве крепления металлического креста (сначала деревянного, поставленного в начале XX века) использовались добытые тут же из древних руин камни.
Ученые не подтверждают, что храм посвящен святому Иоанну. Хотя развалины христианского храма на вершине горы обнаружили археологические раскопки, проведенные в этом регионе.
- История
К сожалению, когда ученые добрались до изучения места, тут побывали незарегистрированные любители древностей. Так что часть находок пришлось добывать из остатков в «воровских ямах» (дыры, которые оставляют после себя черные копатели). Не будем тут детально останавливаться на переписи находок, посмотрите труд «Средневековый христианский храм на горе Пахкал-Кая в Южном Крыму» авторов А.В. Лысенко, И.Б. Тесленко и А.Е Мусина, которые не легко, но ищется в интернете. Обозначим главное: период жизни храма с IX-X веков по предположительно XVI. Найденные артефакты относят ко времени колонизации Южного берега Византийской империей, строили храм греки.
Назначение - укрепленный монастырь, служащий сторожевым придорожным пунктом.
По некоторым признакам ученые определили, что храм на горе построен на месте варварского жертвенника. Об этом говорят найденные обугленные кости людей и животных. Количество церквей, которые замещали языческие святыни, велико даже в пределах Крыма. Церкви на местах бывших святилищ расположение на горных вершинах, за пределами поселков.
Строительство христианского храма в таком месте преследует цели. Утилитарная: стереть упоминания об иных религиях. И чисто практическая: в таких местах у последователей религии наблюдается эмоциональный подъем.
Что касается восприятия, как места Силы — смотря какой религии адепт. С точки зрения иных, кроме христианского, эгрегоров, место как раз «осквернено»
- Легенды
Одна легенда связана с Иваном и Марьей, которую похитил сатир Пакез. Юноша убил сатира, однако дом сатира - лес разлучил влюбленных и превратил в две горы – Лысого Ивана и Кудрявую Марью.
Вторая легенда Крыма повествует о том, как тавры захватили прибитый штормом к берегу корабль. Среди пленников оказался великан. Тавры обезглавили несчастного. Голова великана превратилась в вершину горы.
Третья гласит, что жил в окрестном лесу леший, который влюбился в желтую фиалку «Марья», однако та любила «Ивана», который выделялся фиолетовыми цветами. Растения соединились вместе в едином цветке Иван-да-Марья.